Принцип наглядности в тренировочном процессе
Для того, чтобы кого то научить
чему-либо, в первую очередь надо найти общий язык понимания. Таким
языком, конечно же, является принцип наглядности – для спортсменов это
наглядное отображение того действия (упражнения) о котором идет речь.
Всякая учебно-познавательная деятельность, особенно на начальном этапе
требует активного восприятия предметов и явлений или их правильных
отображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких
анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и других) обучаемый
более точно воспринимает учебный материал, быстрее учится воспринимать
слова тренера и легче запоминает всякое действие. Поэтому принцип
наглядности следует толковать не только как показ чего-то, но и как
построение процесса тренировки таким образом, чтобы в восприятии
учебного материала могло участвовать, возможно, большее число органов
чувств.
Данный принцип особенно важен на начальном этапе освоения
какого-либо нового упражнения или их комплекса, потому что ученик может
вообще не представлять о каком движении или упражнении идет речь. И,
разумеется, что без наглядности о правильном представлении, об
обсуждаемом упражнении не может быть и речи, особенно, если ученик даже
название упражнения слышит в первый раз. Принцип наглядности может
осуществить сам тренер, показав упражнение, или тренер может попросить
показать данное упражнение кого-то из опытных учеников, или тренер может
показать данное упражнение на плакате или на фотографиях с несколькими
поочередными фазами этого упражнения, или просто видео данного
упражнения. Разумеется, что при любом показе упражнения тренер должен
сопровождать показ своими комментариями, сделав акцент на главном
движении или фазе упражнения.
Познавайте теорию спорта и применяйте ее на практике!