Здравствуй, мил человек! Вас приветстует сайт Абзац. Абзац - это экономика, легкая атлетика, природа и физкультура. Яндекс.Метрика

Абзац

Новый эконом

Главная Легкая атлетика Новый эконом Экономический ликбез Природа мира Физкультура

Партнеры




Яндекс.Погода

Ярославль

Николай Авилов

Валерий Борзов

Валерий Брумель

Многоборье

Елена Исимбаева

Татьяна Казанкиеа

Янис Лусис

Школа метателя

Ирина Привалова

Школа прыгуна

Виктор Санеев

Школа Спринта











История экономики

Экономический либерализм

Автор - Гусев К.Б.

Еще классики экономической мысли своей основной позицией считали тот факт, что любой человек в экономике в первую очередь придерживается своей выгоды, в чем были абсолютно правы. Без преследования собственной выгоды человеком, экономика на земле, практически, не развивалась бы. Классики, кроме «экономичного человека» ввели такое понятие как «экономический либерализм», то есть экономическая свобода. Этими понятиями они хотели, как бы отделить экономику и деятельность человека в ней от культуры, религии, обычаев, нравственности и других понятий, мешающих чистому экономическому развитию.

Суть экономического либерализма состояла в том, что экономика, а точнее ее законы действуют подобно законам природы, независимо от деятельности людей. И в этом они отчасти были правы, так как человек преследуя свою экономическую выгоду, сам того не понимая, создавал экономические закономерности, действующие, хотя только среди человечества, а не всей природы, но практически не зависимо от каждого отдельного человека. В результате деятельности людей стихийно (по правилам развития экономики) создавалась определенная «естественная гармония» в экономических процессах. И для того, чтобы ей спокойно существовать и естественно развиваться абсолютно не требуется вмешательство государства. Принцип экономического либерализма и свободы в торговле выражался известным знаменитым лозунгом «Laissez faire, laissez passer» (Пусть дела идут своим ходом). То есть экономические либералы были против какого-либо вмешательства государства в экономику.

Конечно, в идеале, возможно, это было бы и не плохо, но, во-первых, государство просто не может не вмешиваться в экономику потому, что государству для своего существования необходимо вводить налоги, сборы и так далее. А это уже вмешательство, особенно, если налогов несколько, и все они имеют разную облагаемую налогом базу, а, значит почти любой предприниматель будет обложен налогами по-разному, даже если ставки налогов будут для всех едины. Но у каждого предпринимателя разные источники доходов и разные факторы необходимых затрат производства. Во-вторых, каждое государство изначально имеет разные возможности (например, природно-климатические) для развития того или иного производства. А поэтому государство просто обязано как-то защищать свой внутренний рынок от экономического завоевания его из вне. А экономический либерализм, в том числе подразумевает и полностью свободную торговлю, без какого-либо ограничения ни экспорта, ни импорта. Подобная политика еще называлась Фритредерство (от английского free trade – свободная торговля).



Разумеется, чтоб полностью иметь экономическую свободу (в качестве фантазии) необходимо в мире иметь отсутствие государств, или как минимум во всех государствах иметь одинаковое законодательство в области экономики, общее свободное перемещение граждан все стран, отсутствие экономических границ и так далее. Что, конечно же, увы, не возможно, по крайней мере, в ближайшие лет 100-200. Человечество, конечно, развивается и может быть когда-нибудь оно станет единым, без границ и иных искусственных предрассудков.

Но пока, как говорили классики, в экономике действует «невидимая рука», создающая естественные законы, конкуренцию. Но «естественная» экономика также создает и монополизм, о чем классики «забыли» поведать. Монополизм – это, с точки зрения свободной экономики, такое же естественное развитие, так как любое предприятие стремится к расширению, укрупнению и подавлению конкурентов. И, если государство не станет вмешиваться в этот процесс, то конкуренция быстро исчезнет, а стало быть, и развитие экономики тоже. В экономики появятся единые отраслевые монополисты, которые будут пытаться только диктовать друг другу свои условия, но не улучшать ни свой товар, ни снижать свои затраты, ни повышать производительность труда, ни совершенствовать технологии, вообще ни чего, и наступит всеобщий ступор.

Но сегодня, как говорится, все должно быть в меру, и экономическая свобода, и руководящая роль государства в экономике, и другие экономические мероприятия. Поэтому без вмешательства государства, сегодня ни как нельзя, но оно должно быть крайне аккуратным, без переборов. А то получится, как при Советской власти, когда государство решило на себя взвалить по сути «роль бога» и развивать экономику по своим законам. Какие бы законы не издавало любое государство, оно должно всегда помнить, что в мире человечества существуют и «естественные» законы экономики, не зависимые ни от отдельных людей, ни от желания отдельных правителей. И, если какие-то правители будут устанавливать государственные законы вопреки естественности экономики, то рано или поздно, они просто загонят свое государство в тупик, как это произошло с СССР. Экономика СССР развалилась не потому, что в государстве была Советская власть, а потому, что Советская власть отвергла естественные законы экономики, взяв на вооружение абсурдную марксистко-ленинскую экономическую теорию, использование которой и привело в экономический тупик. Увы, хорошую идею относительного социально-экономического равенства вожди СССР утопили в крови и абсурде марксистко-ленинской диктатуры пролетариата.

Идея экономического либерализма, конечно же, несколько наивна, если учесть тот факт, что мир поделен на государства, и самим этим государствам надо строить свою жизнь, желательно лучше, чем у соседей. Но суть идеи экономического либерализма заключается в том, что в мире (во всяком случае, человеческом) на основе самой психологии человека появились, действуют и, пожалуй, будут действовать еще очень долго, пока не изменится сам человек, естественные экономические законы. Данным законам в принципе все равно, какое общество создает человек (матриархат, патриархат, рабство, феодализм, капитализм или социализм), они все равно будут действовать, и подталкивать человечество жить именно по этим законам, а не надуманным. Все потрясения человечества, переходы от одной фармации к другой, войны, кризисы и тому подобное создают сами люди, точнее их лидеры в тот или иной момент, ошибочно или специально – это все равно. Но в результате, сами люди и страдаю, страдают собственно от противоречий между естественными экономическими законами развития и тем, что им навязывается их лидерами. Если бы человечество жило бы по экономическим законам близким к естественным, то оно сегодня жило бы в обществе похожем на первобытно устройство (где-то как патриархат, но разукрупненный), но с экономикой, технологией и наукой более развитой раз в 10, нежели мы имеем сегодня. И человечество не познало бы ужасов рабства, феодализма, дикого капитализма и диктаторского социализма.

Приятного познания истории экономики!




Картинки





Абзац

Новый эконом

Легкая атлетика

Природа

Физкультура

Доходы семьи

История экономики

Купечество

Мануфактура

Прямой натуральный обмен

Прибыль

Дело

Давид Рикардо

Адам Смит

Собственность

Товар посредник

Труд





Главная Легкая атлетика Новый эконом Экономический ликбез Природа мира Физкультура



Абзац © 2020 - Экономика, легкая атлетика, природа, физкультура Почта   guskonstantin@yandex.ru