Первый этап подготовки многоборцев
Данный этап подготовки обычно начинается с 8-11 лет и
заканчивается в 14-15 лет.
Этот период характеризуется всесторонним развитием
будущего многоборца, и не только многоборца. Подобная подготовка необходима
всем легкоатлетам, не зависимо от будущей специализации. Наиболее частая
ошибка тренеров – это ранняя специализация спортсмена. Желание быстро
достичь высоких результатов в подавляющем большинстве случаев приводит к
наступлению так называемой «стенки», с наступлением которой еще у молодых
атлетов перестают расти результаты, и, в конечном счете, ранний уход
легкоатлета из спорта.
Именно на первом этапе закладывается база будущих
высоких достижений атлетов. Увы, те атлеты, а точнее их тренера, которые
пренебрегают этим, и стараются как можно быстрее начать натаскивать атлета
на результат просто теряют свое будущее.
Задачей Первого этапа подготовки
многоборца – это, во-первых, укрепить здоровье атлета, во-вторых, дать
атлету разностороннюю физическую подготовку, в-третьих, ознакомить и научить
азам атлета основным легкоатлетическим упражнениям. Это освоить правильный
свободный бег на любой скорости, освоить прыжок в длину и высоту,
познакомится с прыжком с шестом, научится метанию мяча и толканию ядра,
ознакомится с метанием диска и получить первые представления о барьерном
беге. Совсем не обязательно стремится сразу осваивать все виды легкой
атлетики, это разумнее делать поочередно, по мере их естественности.
Совершенно нет ни какого смысла на Первом этапе пытаться определять у
атлетов их предпочтения к тому или иному виду. Подрастая, и физически
развиваясь, со временем все может измениться и даже коренным образом. Именно
по этой причине помимо создания общей физической базы, ранняя специализация
часто приводит к ошибочному выбору будущей специализации легкоатлета. В то
же время существует множество примеров, когда из многоборцев получались
прекрасные легкоатлеты специалисты одного-двух видов. В свое время в Латвии,
Эстонии и ГДР многоборная подготовка в секциях легкоатлетов являлась
фактически обязательной, по крайней мере, для детей в возрасте до 12-14 лет.
И это приносило свои плоды, достаточно вспомнить достижения легкоатлетов
ГДР, атлеты которой становились частыми посетителями пьедестала на
чемпионате Европы и Олимпийских игр.
К сожалению, в современной России, ни система поощрения
тренеров, ни новое ГТО не способствует полноценному и всестороннему развитию
легкоатлетов, как это было хотя бы в СССР, не говоря уже о ГДР.
Всякий тренер все же должен не забывать о
всестороннем развитии своих учеников, если, конечно, он планирует достижение
высоких результатов ими, а не только быстрое натаскивание на результат,
получение нужных балов и все…
На данном этапе необходимо научить многоборцев
самостоятельно разминаться, используя для этого хотя бы классическую
разминку, состоящую из медленного бега, комплекса упражнений общего
развития, беговых и прыжковых упражнений и ускорений.
На этом этапе, как и последующих, тренировочные
занятия могут проводиться на стадионе, в зале, в манеже, просто на улице
(например, в парке, в поле или лесу) и других местах. Важно приучить атлетов
к проведению тренировок в различных условиях, что положительно влияет как на
здоровье (закалка организма), так и на эмоциональное состояние (смена
места). На этом этапе рекомендуется больше проводить игр, эстафет с
использованием элементов видов легкой атлетики и упражнений ОФП. В это время
можно использовать гимнастику, акробатику, спортивные игры (по упрощенным
правилам), плавание и лыжный спорт. Тренировки желательно строить, таким
образом, чтоб ученики получали от нее хорошие эмоции и чувство
удовлетворения. На данном этапе в первую очередь необходимо развивать
быстроту, взрывную силу и ловкость. Наиболее важными в укреплении в этот
период являются нижние конечности, спина, плечи и мышцы живота.
На Первом этапе, как впрочем и на всех других
необходимо регулярно проводить тестирование и прикидочные соревнования.
Причем тесты необходимо подобрать таким образом, чтобы они охватывали
проявление наиболее важных и специфических физических качеств и, чтобы их
можно было использовать на протяжении нескольких лет для выявления динамики
развития атлетов. В этот период ученики должны выступать на соревнованиях не
только во многоборье, но и в отдельных видах, причем можно участвовать не в
одном виде, а в 2-4 видах в один день.
На Первом этапе подготовки многоборцев очень часто
ведется речь и об отборе мальчиков и девочек в секции легкой атлетики.
Конечно иметь дело сразу с талантами легче и проще для достижения высоких
результатов, но… Существует множество примеров, когда способные, даже очень
способные ребята и девочки быстро покидали легкую атлетику, показав лишь
средненькие результаты, и в то же время на первый взгляд средненькие
ученики, спустя некоторое время начинали показывать отменные результаты.
Здесь уместно вспомнить, во-первых, слова известного копьеметателя Яниса
Лусиса, который говорил, что «истинный талант – это трудолюбие», и, конечно
же, хороший тренер. А во-вторых, например, олимпийский чемпион Джим Райн
(1500 метров) ни когда бы, ни прошел, ни один даже льготный отбор, ибо до 15
лет (как сам писал) вообще не умел бегать, а только «ковылять» и в школе был
всегда отстающим.
Набирать в секцию легкой атлетике надо по
принципу всех желающих, именно желание мальчика или девочки, а не тесты,
должны определять брать или не брать человека в секцию. А далее, во-первых,
естественный отбор сделает свое дело, а, во-вторых, трудолюбие ученика и
голова тренера, завершать и выбор вида легкой атлетики, и достигнутый
результат. Увы, все отборы учеников по их способностям, как правило, дают
положительный результат только на первых порах, далее для достижения
результатов в силу вступают иные качества атлета и подготовленность тренера
во всех направлениях (знание педагогики, анатомии, физиологии и способность
к самокритике и саморазвитию, как специалиста), а пинание на плохих
учеников.
Первый
этап подготовки – это очень важный этап, он либо отталкивает ученика от
легкой атлетики, либо зарождает в нем любовь к ней, приучает к
самоорганизации и самодисциплине, приучает к трудолюбию, к преодолению
трудностей, к стремлению развиваться и не только физически. Помните это,
уважаемые тренера и преподаватели.